При рассмотрении проблем спроса и предложения следует разграничивать два понятия: потребности и платежеспособный спрос. В большинстве социологических исследований, которые сейчас проводятся в целях изучения туризма, основное внимание уделяется анализу потребностей. На основе анкетных обследований выясняется, в каком месте хотели бы отдохнуть люди и каким условиям отдыха, видам туризма они отдают предпочтение. На этой основе даются рекомендации о развитии индустрии туризма на перспективу. Но при этом порой не учитывается то важнейшее обстоятельство, что выбор условий и места отдыха зависит прежде всего от стоимости транспортных услуг и услуг индустрии туризма. Поэтому планирование индустрии туризма должно базироваться на учете платежеспособного спроса населения. Необходим не только спрос на товары, говорил Маркс, но спрос, представленный деньгами. Поэтому важно выявить не только потребности в туристских услугах, но и возможности приобрести эти услуги. Кроме того, предпочтение потребителей тем или иным видам туризма выявляется на основе сопоставления имеющихся ныне форм длительного отдыха.

Важнейшим фактором, определяющим своеобразие спроса на туристские услуги, является то, что значительная часть населения страны пользуется бесплатными или льготными путевками. По данным обследования, проведенного в Сочи Институтом курортологии, структура путевок по условиям оплаты выглядела следующим образом.