Одна из важнейших целей планирования — обеспечение сбалансированности спроса и предложения. Возможность установления соответствия между спросом и предложением заложена в сущности социалистических производственных отношений. Речь идет о сознательном плановом использовании категорий, законов товарного производства, в частности закона спроса и предложения.

Туристский рынок — сфера реализации туристских товаров и услуг. Они состоят из трех основных групп: транспортные услуги, услуги и товары, связанные с пребыванием туристов в курортно-туристских районах (ночлег, питание и пр.), разовые товары и услуги, прежде всего услуги развлечения, сувениры и т.д.

На туристском рынке услуги и товары выступают как комплекс взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и услуг. Удовлетворение потребностей, ради которых предпринимается путешествие, обеспечивается потребительными стоимостями, не принимающими, как правило, товарной формы. Пребывание в местах с благодатным климатом, купание в море, прогулки по лесу, осмотр культурно-исторических достопримечательностей не требует от туриста прямых затрат денег. Определенная часть потребительных стоимостей, которые не принимают в туристском районе непосредственно стоимостной формы, предполагает тем не менее затраты живого и овеществленного труда (например, реставрация памятников архитектуры, ведение паркового хозяйства и т.п.). В болгарском курортном комплексе «Золотые пески» затраты на ведение паркового хозяйства составляют сумму, равную примерно половине прибыли, полученной от хозяйственной деятельности предприятий: общественного питания.

Затраты турист несет в связи с необходимостью переезда в определенный район, организации ночлега, питания и т.п. в месте своего пребывания, т.е. ему требуется целый комплекс услуг индустрии туризма. Это и объясняет тесную взаимодополняемость всей суммы товаров и услуг, которые необходимы человеку в путешествии.

Турист предъявляет спрос на различные взаимозаменяемые и взаимодополняемые услуги. Так, транспортные услуги различаются по видам транспорта (железнодорожный, воздушный и т.д.), по условиям перемещения (например, на железнодорожном транспорте — скорый или пассажирский поезд; общий, плацкартный, купейный, мягкий или международный вагон). Услуги гостеприимства различаются по разрядам предприятий размещения и категориям мест и т.п. Каждый вид услуг характеризуется значительной взаимозаменяемостью, а весь комплекс туристских услуг взаимодополняемостью. Это создает предпосылки комплексного планирования и развития индустрии туризма.