Решающей предпосылкой формирования потребностей туристов является то, что они проводят свободное время вне постоянного местожительства.
Рассмотрим бюджет времени отдыхающих на приморском курорте в санаториях и без путевки.

Характерной чертой бюджета времени на отдыхе является преобладание свободного времени. Под свободным временем туриста понимается все время суток за вычетом расходов времени на сон, утренний туалет и питание. У отдыхающих по путевке оно составляет 48,2%, а у отдыхающих без путевки — 39,3% времени суток. Увеличение свободного времени неорганизованных отдыхающих возможно в основном за счет сокращения затрат времени на питание, доля которых в бюджете времени отдыхающих без путевки на 8,65% выше, чем у отдыхающих в санатории.

В знакомстве с поселениями всегда присутствует очарование неповторимости национального или регионального быта. Туриста может интересовать буквально все: красоты природы, архитектура и культура города, национальная кухня, местный фольклор, театры и рестораны, дома местных жителей и т. п. Не менее привлекательные черты имеет отдых на природе, купание в море, прогулки в горах и по лесу. Специальные организации (турбазы, бюро путешествий, экскурсионные бюро и т.д.) своими услугами должны помочь отпускнику узнать обо всем интересном, что он может встретить в месте его отдыха, затем помочь все это увидеть, «быть ему поводырем и наставником».

Потребность в медицинском обслуживании удовлетворяется услугами здравоохранения, которые  оказывают санатории, пансионаты с лечением, курортные; поликлиники, грязелечебницы, водолечебницы и т.д.

Потребность в развлечениях. Здесь на помощь приходят услуги театров, концертных залов, кинотеатров, музеев, национальных парков, заповедников, дендрариев, танцевальных площадок, ресторанов с оркестрами или концертными программами, спортивных площадок, лыжных станций,  библиотек. Кроме того, отпускник может заняться охотой, рыбной ловлей, сбором грибов и ягод. Словом, каждый может себе подобрать развлечения в соответствии со своими склонностями и возможностями.

Кроме главных и специфических потребностей туриста, имеются и другие потребности, которые   следует классифицировать как дополнительные. Эти потребности удовлетворяются услугами предприятий бытового обслуживания населения и торговли. Предполагается, что в курортно-туристских  центрах отпускник покупает в основном продукты питания, промышленные товары туристского   назначения и сувениры. Под сувенирами обычно понимаются промышленные и продовольственные товары, своим оформлением напоминающие о месте отдыха, о достопримечательностях данного района. По нашему мнению, под сувенирами следует понимать те виды промышленных и продовольственных товаров, производство которых является привилегией данного района. Не случайно в число сувениров входят изделия, имеющие хозяйственное назначение. Местный колорит изделия в сочетании с явной его полезностью делает тот или иной товар «ходким» сувениром.

Материалы социологических обследований показывают, что туристы приобретают не столько сувениры в узком смысле этого слова, сколько товары, имеющие своеобразную форму, фасон или цвет, т.е. такие признаки, которые их отличают от ассортимента товаров, предлагаемых в местах постоянного жительства туристов.