Самый высокий уровень рентабельности (к себестоимости) имеют транспортные услуги, а самый низкий — услуги гостеприимства. Средние расходы туриста за один день пребывания и себестоимость туро-дня увеличиваются по мере сокращения общего срока путешествия. Однако темпы роста среднедневного расхода туриста заметно выше темпов роста себестоимости туро-дня, а следовательно, рентабельность комплексного обслуживания повышается  по  мере сокращения продолжительности  путешествия. Так, рентабельность полного обслуживания туристов при 10-дневном путешествии составляет 41%, при 20-дневном — 28, а при 30-дневном — 23%. Это связано с тем, что самая высокая рентабельность характеризует транспортные услуги. Следовательно, во все периоды работы транспорта, кроме пиковых нагрузок, целесообразно поощрение потребления транспортных услуг и сокращения времени путешествия путем предоставления соответствующей скидки к транспортному тарифу.

Рентабельность туристского обслуживания без транспортных услуг в нашем примере в 2—4 раза меньше, чем полного комплекса обслуживания. Особенно большое влияние на снижение рентабельности оказывает гостиничное хозяйство. Если не учитывать гостиницы крупных курортных центров, то наименьшую рентабельность в комплексе туристского обслуживания имеют в настоящее время гостиничные услуги. Это означает, что турист, пользующийся жильем местных жителей, «обеспечивает» обществу большую рентабельность. Данный вывод не следует рассматривать как призыв к сокращению строительства гостиниц.

Однако поскольку строительство гостиниц требует значительных капиталовложений при крайне медленной окупаемости средств, правомерно говорить об экономии государственных ресурсов, полученной в результате мобилизации жилого фонда местного населения. Даже при увеличении рентабельности гостиничного хозяйства строительство предприятий размещения целесообразно не для вытеснения жилого фонда местных жителей, а как условие дальнейшего расширения предложения туристских услуг.

Учреждения индустрии туризма, оказывающие бесплатные услуги, в настоящее время содержатся за счет бюджета. Создание хозяйственных объединений решит проблему финансирования их деятельности. Они будут действовать за счет части прибыли, полученной другими предприятиями индустрии туризма.