Большое распространение в последние годы получил морской туризм. В нашей стране действует несколько популярных морских маршрутов по внутрикаботажным линиям. Это Одесса — Батуми по Черному морю, Ленинград — Таллин — Рига — Калининград на Балтике, Владивосток — Приморье — Сахалин — Камчатка — Курильские острова на Дальнем Востоке и др.

Проблема использования морских судов для туристских путешествий приобрела в последние годы особую остроту. Повсеместно происходит значительное  падение спроса на чисто транспортные услуги морских судов.

С развитием новых видов транспорта, и прежде всего воздушного, роль морского флота в перевозках деловых пассажиров значительно снизилась. Даже по Дальневосточному пароходству пассажирооборот сократился с 1958 (по 1969 г. в 2,3 раза. На Черном море обычные транспортные перевозки пассажиров сведены к минимуму.

Основной фигурой на морском транспорте   дальнего сообщения сейчас стал турист, перевозимый как транспортными, так и круизными судами.
Круизный туризм получил наиболее бурное развитие с конца 50-х годов, хотя практиковался он с незапамятных времен. Известно, что одним из первых гидов круизных путешествий был английский писатель Уильям Теккерей. Рост круизных перевозок был обусловлен успехом воздушного транспорта, вытесняющего суда на линейных перевозках. Основной формой круизного путешествия является туристский маршрут вдоль берега с кратковременными экскурсиями на берег. В настоящее время круизные поездки приобрели новые формы. Современный круиз предполагает не кратковременную экскурсию на берег, а длительное путешествие внутрь страны с использованием других видов транспорта. Так, например, при остановках в Италии туристы посещают, Рим, Флоренцию и другие города.

В нашей стране полезно было бы организовать при круизном отдыхе на Черном море поездки туристов из Сухуми или Батуми в Тбилиси, Ереван и другие туристские центры Закавказья.