Не меньшее значение имеет классификация туристов по использованию мест для ночлега (в собственной палатке, караванииге, в гостиницах, мотелях, турбазах, домах отдыха, санаториях, пансионатах, в домах и квартирах местных жителей).

Социализм, как никакой другой общественный строй, заинтересован в развитии туризма. Советская власть с первых лет своего существования провела социальные и экономические мероприятия по развитию отдыха трудящихся, сделав его доступным для широких масс. 20 марта 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения». «Лечебные местности и курорты, — сказано в декрете, — где бы таковые на территории РСФСР ни находились и кому бы ни принадлежали со всеми сооружениями, строениями и движимостью, обслуживающими ранее курорт и находящимися на присоединенных и приписанных к курорту землях, составляют собственность республики и используются для лечебных целей».

Этот декрет определил общегосударственное значение развития организованного отдыха на основе социалистической собственности. Уже в первые годы Советской власти расширяется сеть курортов. В 1919 г. работало 5 курортов, а в 1920 г. — 22.

13 мая 1921 г. был издан декрет «О домах отдыха», в котором сказано, что они организуются профсоюзами «в целях предоставления рабочим и служащим возможности восстановить свои силы и энергию в течение получаемого ими ежегодного очередного отпуска в наиболее благоприятных и здоровых условиях…».
Предоставление путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и турбазы бесплатно или на льготных условиях  является  новой,   специфической   для   социализма формой туризма — социальным туризмом. В странах социализма организованный отдых становится главной формой отдыха трудящихся.
Туризм позволяет народам глубже познать друг друга, увидеть преимущества самого прогрессивного общественного строя — социализма.
Во время путешествия турист несет определенные расходы на удовлетворение потребностей, связанных с передвижением, ночлегом, питанием, развлечениями, приобретением сувениров и т.д.

Для удовлетворения потребностей туриста необходимо существование специальной отрасли — индустрии туризма.

Факторы роста туризма:

Развитие туризма характеризуется общей численностью путешествующих и их расходами. Эксперты ООН по туризму подсчитали, что расходы на международный и внутренний туризм во всем мире за 1965 г. составили около 44 млрд. долл., а с учетом затрат на перевозки — 57—58 млрд. долл. Это значит, что индустрия туризма в 1965 г. поглощала 5—6% всех мировых расходов на потребление. На долю внутреннего туризма приходится до 75% расходов на услуги туризма (включая транспортные расходы).

В России расходы на туризм составляют не менее 3% всех расходов населения. При этом следует учитывать, что значительная часть услуг и товаров, реализуемых индустрией туризма, предоставляется бесплатно или на льготных условиях.

Предоставление бесплатных и льготных путевок трудящимся — одно из важнейших социальных завоеваний социализма, в значительной степени определяющее высокие темпы развития туризма в стране.