Спрос туристов на транспортные услуги принципиально отличается от спроса командированных, так как первые предпринимают поездку за счет личных средств, а расходы вторых компенсируются государством. На выбор средств передвижения туриста влияет ряд обстоятельств.
Примерно 10% отпускников пользуются различными видами бесплатного проезда независимо от расстояния.

Для значительной группы отпускников, получивших бесплатную или льготную путевку, поездка даже на сравнительно далекое расстояние не уничтожает всей той льготы, которую они получили. Эта категория составляет 70—80% всех организованных отдыхающих в санаториях, домах отдыха и турбазах. Характерно, что у этих отпускников расходы на транспорт в 1,5 раза выше, чем у неорганизованных отдыхающих (данные по курортам Черноморского побережья Кавказа и Крыма).

Наиболее массовую группу составляют отпускники, которые в полной мере оплачивают и билеты, и весь комплекс туристских услуг.
Совокупные транспортные расходы отдыхающего зависят от расстояния между постоянным местом жительства и местом отдыха; выбора вида транспорта и условий перевозок (например, мягкий или общий вагон); условий оплаты проезда (бесплатно, на льготных условиях или за полную стоимость). Эти факторы определяют общую сумму транспортных расходов отдыхающего. Наибольшую долю они составляют у отдыхающих по бесплатным путевкам, затем по льготным путевкам и наименьшую долю — у неорганизованных отдыхающих.

Важным аспектом оценки величины транспортных расходов является исчисление их доли в дневном расходе отдыхающего. Эта величина зависит не только от абсолютных размеров транспортной составляющей, но и числа дней пребывания на курорте. Чем больше дней, тем относительно меньшую долю будет иметь транспортная составляющая.