Рост материального благосостояния и культурно-технического уровня трудящихся. Таким образом, важнейшими предпосылками развития туризма в нашей стране явились рост материального благосостояния и культурно-технического уровня трудящихся, их свободного времени, развитие транспорта, рост численности городского населения. Этим, разумеется, не исчерпываются факторы, способствующие росту спроса  на туристские услуги.

В обычных домашних условиях затраты времени на различные виды самообслуживания (приготовление пищи, стирка, уборка помещения, шитье и т.п.) для мужчин в будние дни составляют примерно 9%, а для женщин 25% в течение суток. На отдыхе большая часть этих работ выступает в виде общественных услуг, за счет чего в определенной степени увеличивается свободное время туриста, хотя одновременно возрастают него потребности в услугах. Рациональный расход свободного времени зависит от объема и разнообразия услуг, предоставляемых индустрией туризма.

Таким образом, при планировании развития туризма необходимо учитывать особенности бюджета времени отдыхающих и специфику их потребностей.
Потребность в транспортных услугах удовлетворяется различными видами транспорта — воздушным, железнодорожным, автобусным, морским, речным. Они характеризуются определенными удобствами (общие, плацкартные, купейные, мягкие вагоны, каюты разных категорий и т.п.) и различными скоростями.

Потребность  удовлетворяется услугами предприятий размещения: гостиницами, мотелями, ботелями, кемпингами, квартирами местных жителей, а также предприятиями организованного отдыха: санаториями, пансионатами, турбазами, домами отдыха и т.п. При этом следует учесть, что предприятия организованного отдыха оказывают не только услуги гостеприимства.

Потребность в питании в основном удовлетворяется предприятиями общественного питания (ресторанами, столовыми, кафе, закусочными, буфетами и т.д.) и различными предприятиями организованного отдыха (санаториями, домами отдыха, турбазами и т.д.). Некоторые отдыхающие сами готовят пищу, приобретая продукты в магазинах и на колхозных рынках.
Услуги транспорта, гостеприимства и общественного питания — главные в удовлетворении потребностей туриста. Именно эти услуги дают возможность удовлетворять специфические потребности туриста — потребности в туристских впечатлениях, в медицинском обслуживании и развлечениях.

Потребность в туристских впечатлениях. Они — в неповторимости, своеобразии местного быта города и села — оригинального создания человеческого разума и расширение сети санаториев, домов отдыха, турбаз, пансионатов, гостиниц, предприятий общественного питания и т.п.